Автосалон Мустанг Авто контакты автосалона Мустанг Авто

Отечественный рынок автозапчастей

Май 12, 2014 / 11:52

Российский рынок автозапчастей достаточно сильно отличается от своих американских, европейских и азиатских аналогов.

Главная особенность — серьезная разница между первичным и вторичным сегментами рынка со значительным преобладанием последнего. На практике это выражается в ярко выраженной разнице в объемах поставок запчастей на автомобильные предприятия и количестве компонентов, реализуемых на СТО и в магазинах. Кроме того, наблюдается стабильно высокая доля низкокачественных товаров и контрафактной продукции.

Последние годы российский рынок автокомпонентов демонстрирует стабильный рост с ежегодной прибавкой минимум в 20 %. Причины кроются в увеличении импорта, а также расширении собственного производства автомобилей и постоянном росте объема автомобильного парка.

В то же время собственное производство автозапчастей остается на довольно низком уровне, что означает огромный объем соответствующего импорта, в первую очередь — комплектующих для иномарок (предназначенных как для сборочных конвейеров, так и для реализации на вторичном рынке); для «Рено-Дастер», «Киа-Соренто», «Тойта-Камри» запчасти идут исключительно из-за рубежа. Наибольшим спросом у российских автовладельцев пользуются детали подвески, шины, элементы рулевого управления, трансмиссии, тормозной системы. Основная причина — низкое качество дорожного покрытия, большой объем грунтовых дорог, периодическая необходимость передвижения по бездорожью. Не меньшую роль играет средний возраст машин отечественного автопарка — он относительно высок, и значительно превосходит аналогичный показатель у других стран; как правило, в первые 2-3 года чаще всего меняются расходники и технические жидкости, однако подавляющее число машин на российских дорогах давно перешагнуло этот порог.

На сегодняшний день доля оригинальных запчастей на рынке не превышает 30 %; примерно столько же (от 20 % до 30 %) приходится на контрафакт. Основная масса — достаточно качественные запчасти «Портер-Хундай», «Шевроле-Круз», «Опель-Корса», являющиеся аналогами оригиналов и выпускаемые сторонними производителями.

В отношении каналов реализации в России также сложилась своеобразная ситуация. Длительное время единственным источником вторичных деталей являлись автомагазины и авторынки. Сфера автосервисов развивалась параллельно и больше ориентировалась на оказание услуг, нежели на предоставление запчастей. Сегодня ситуация меняется, однако объемы реализованной через сервисные центры продукции до сих пор относительно невелики, а сами автомобилисты по-прежнему предпочитают приобретать расходники и узлы самостоятельно.